Норвегия. Дорогой троллей

День четвертый.  Знак «тупик» для русских означает – «вперед, там самое интересное!»

Как вы думаете, что я сделал первым делом после того, как поцеловал жену? Пошел принимать каменную ванну. Лежу, покуриваю. Наслаждаюсь видом гор. Вдруг прямо передо мной вырастает голая норвежка. Абсолютно голая, я как-то боязливо заерзал в своей ванночке. А она мне на чистом английском (которого я не понимаю) начинает объяснять, активно жестикулируя, что гораздо интереснее нырять в горную реку (бррр) и, проплывая по течению (весьма сильному) метров 100, выходить из воды. Это, наверное, такая норвежская забава. Я не рискнул повторить за ней этот трюк. Она, гордо повиливая бедрами, удалилась.

Завтрак. Фотографии на память. Трогаемся дальше. Поворачиваем на 50-ю дорогу. Слева видны снежные шапки вершин. Пасмурно. Температура снижается до +16. Пошли горные пейзажи. Где-то здесь у нас намечен двухдневный трекинг. Смотрим навигацию. Сверяемся с Lonely Planet, читаем. До нужного места 5-10 км, едем потихоньку, 60 км/ч. Валера паркуется, я - за ним. В паркинге еще пять или шесть немецких автодомов. Пенсионеры наслаждаются видом гор и воздухом, потягивая вино в шезлонгах. Подбиваю Валеру взять ноутбук с навигацией к нему в машину, оставить жен и проехать 2 км.

Судя по навигации, от дороги уходит какой-то туннель в горы, сворачиваем направо. Поднимаемся метров 100. Перед туннелем знак «тупик». Едем на Валерином джипе RAV 4. Решаем включить полный привод и потихоньку на 1 скорости въезжаем в темноту. Уклон градусов 12 или 14, ползем потихоньку. Отворот направо. Сворачиваем. Тупик. Сдаем назад. Продолжаем подниматься. Видны чьи-то задние габариты. Уже веселее. Еще через 5 мин виден дневной свет. Выезжаем, дорога идет дальше, по навигации еще 2 км. Едем. Пока мы не уперлись в гигантскую плотину высотой 200 метров и шириной 1 км, я так и не понял, что это такое. Бросаем машину, взбираемся наверх. Я как поехал во вьетнамках, так и пошел в них. Гигантская плотина на высоте 2500 метров над уровнем моря. Идем к машинам, виднеющимся вдалеке. Пытаемся у норвегов на русском языке узнать, клюет рыба или нет. Говорят, вроде клюет. «Жены без нас уже 40 мин», - говорю Валере. Пора возвращаться.

Норвегия. Цветы

Спускаемся. Вижу цветы. «Валера! Без цветов нам не простят такой демарш». Идем за букетами. Сердца жен при виде цветов растаяли. Пересаживаюсь за руль своей машины. Опять едем к туннелю. Полный привод, если бы не он, вряд ли бы нам удалось поднять кемпер по туннелю на такую высоту. Жены целуют нас. В глазах - восторг. Выбираем место стоянки.Валера с Наташей едут к плотине, у них трекинг. Мы садимся обедать. Теперь можно и коньячку, сегодня за руль больше ни-ни.

Через пару часов вернулись друзья. Пообедали. Принялись устанавливать палатку. Кругом горные речки, в поле зрения два красивых водопада. Идем на рыбалку. Рыба сегодня не клевала. Алкоголь + горный воздух быстро уговорили нас сесть за ужин, который затянулся до позднего вечера. Обсуждали горы Норвегии. Ложимся спать при температуре +5, пришлось включать обогрев в караване на ночь.

День пятый. Корректируем маршрут

Если вы думаете, что, отправляясь в отпуск с инструктором по альпинизму, удастся отсидеться в шезлонгах, вы ошибаетесь. В 8 утра мы стояли соответствующим образом экипированные на тропе, уходящей в горы. Нас обогнала семья: отец с двумя сыновьями, - и каково же было наше удивление, когда мы обнаружили их высоко в горах. Как вы думаете, что они делали? Ловили форель сетями. Наивные русские парни, мы думали, что нам удастся поймать на спиннинг! Местные уже давно выловили всю рыбу сетями. Ха-ха! Счет 23:0. В пользу норвежской семьи.

Пошел дождь, мы начали спускаться. Вы когда-нибудь жили в облаке? Если вы ответили отрицательно, вам пора в Норвегию. Видимость 20 метров. Хорошо, что у нас был с собой GPS фирмы Garmin. Караван мы обнаружили на том же месте, где и оставили с утра. Бензогенератор, бутылка коньяка, прочий скарб путешественника, - все стояло на своих местах. Коммунизм. Квартиры можно не запирать. Горячий чай на кухне каравана, дождь за окном. Собираемся. На все про все уходит 30 минут. Начинаем спуск по туннелю, метод уже опробован. Первая скорость и ручник, скорость 5-10 км/ч, быстрее - опасно. Едем к городу Флам. Вид из окна - Новая Зеландия. Не верите? Съездите и посмотрите.

Дорога номер 50. Начинается спуск. В принципе, я уже ездил в горах, но задымились передние колодки легкового автомобиля впервые. Спуск на второй скорости и ручнике привел к тому, что они задымились. Переключаюсь на первую скорость и продолжаю спускаться на ручнике, запах в салоне не из приятных. Сзади потихоньку собралась целая колонна машин, но никто не сигналит, не моргает светом. Все спускаются потихоньку. Внизу бирюзового цвета вода фьорда. Рай. Подъезжаю к парому. Идем смот-реть расписание. Из Флама в Каупангер паром не ходит. Вот это новость. Смотрим на навигацию: действительно, только прогулочные катера. Приходится ехать до Гудвангена. Паром через час.

Встречаем русский туристический автобус, водитель говорит, что русских машин на этой дороге он видел мало. Уточняем у него план нашего путешествия, он рекомендует пару мест, заезжать в которые мы не планировали. Соглашаемся с ним. Меняем маршрут движения на ноутбуке. Благодарим. Заезжаем на паром.

В принципе, в Норвегии и Швеции свои денежные единицы - кроны. Рассчитаться евро не везде возможно. За паром платим пластиковой картой. Половина мест на пароме занято домами на колесах, 50 % - машины местных жителей. Путешественников на легковых машинах не много.

В кафе к нам подсаживается пара пенсионеров из Германии, они 30 лет ежегодно в Норвегию ездят. Жена выспрашивает о красивых местах, они также на ломанном английском отвечают. Говорят, у нас очень красиво разрисован караван, - целый час общения о караванинге в Европе. А ведь им 65 лет. Обалдеть можно. Вид за окном парома просто потрясающий, если бы еще было солнечно!

Каупангер. Пять минут, и каждый разъезжается по своим маршрутам. Темнеет. Проезжаем 30 км. Встаем на парковку. Час езды вокруг озера, в результате место оказалось не очень. Мы остановились в темном лесу. Но сил уже нет. Ужинаем и ложимся спать. Наташа очень недовольна выбранным местом. Уходит спать расстроенная. А нам с Ирой хорошо. Спим в караване. Печку не включали.

День шестой. Ледники на солнце

Утро начинается с радостного известия: на улице солнечно! Завтрак в стиле караванеров: шезлонги, столик с отделкой под старину, заварной кофе, планы на сегодняшний день. От бумажных карт мы отвыкли еще в прошлом году, при восхождении на Монт Блан, на столе стоит ноутбук с включенной навигацией. Сегодня нам предстоит целый день ехать по одной из самых красивых дорог. Это я об окружающих видах. Трогаемся. Проезжаем 10 км, лезем купаться в фьорд, вода солоноватая, бирюзовая, прямо как в Ницце. Напротив в 200 метрах высокий, метров 400 водопад.

Освежившись, начинаем подниматься по 55-ой дороге. Первый раз в жизни вижу знак, ограничивающий длину автомобиля, – 12 метров. Это ровно столько, сколько наша машина и караван. В подъем ползем на первой скорости, на второй машина с коробкой-автоматом и двухлитровым двигателем ехать отказывается, - кипит. Приходится периодически включать печку. На улице +20 градусов. После 30 минут непрерывного штурма подъема мы доезжаем до большого количества припаркованных машин, - смотровая площадка, многие караванеры вынесли шезлонги и загорают. Развешиваем промокшие вчера во время трекинга вещи. Отцепляем караван. И на двух машинах уезжаем по дороге 302. Валера выбирает место парковки для удобного старта.

Третий день трекинга. Мы с Ирой решили проехать дальше, больно красивой показалась нам эта дорога на экране ноутбука. Через 5 километров КПП. Ничего себе. Рыжая до безобразия норвежка за 75 норвежских крон пропускает нас, подняв шлагбаум. Асфальт на высоте 2000 метров такой, как будто мы едем на дачу к премьер-министру. Справа и слева небольшие ледники. Мы едем по горному плато. Растительности нет, начинается спуск. Водопадов вокруг больше 10. У места слияния трех водопадов, в тихой, бирюзово-зеленой лагуне, решаем искупаться. Температура воды максимум +5. Бодряк. Лежим загораем. Запах багульника. Шум водопадов. Заснули.

Просыпаемся уже в тени, прошло 2 часа, хочется кушать. Возвращаемся на парковку, где простились с Валерой. Друзья еще не вернулись с гор, а пора бы уже. Начинаем готовить рыбу на гриле. Спус-тились ребята. Захлебываясь, рассказываем друг другу о впечатлениях за последние 2 часа. Отдохнули.

Возвращаемся за караваном, подцепляемся. Выезжаем на 55-ю дорогу. Подъем продолжается. Еще 30 минут на первой скорости. Мы на верхней точке плато. Высота 2200 метров. Смотрю на экран монитора, высота горы, которой мы любуемся, 2469 метров. От дороги до ледника 30 минут пешком. У любого проезжающего мимо есть возможность сходить к нему. Останавливаются пофотографироваться немцы, французы, датчане. Кого только нет в Норвегии. Короткая фотосессия. Выбираем предварительное место ночевки, рядом с городом Лом.

Валера уезжает вперед, выбрать место для ночлега. А мы начинаем потихоньку спускаться с плато вниз. Еще один огромный ледник справа. Горное озеро, возле которого расположилось около 50 караванеров. Не зря все-таки Норвегия считается самой красивой страной Европы!!! Через 30 минут звонок Валеры. Диктует координаты места стоянки. Заношу в ноутбук, и через 20 минут мы на берегу широкой горной реки, рядом деревня Анстад. Красивый закат. Вино. Копченая рыба. И вот тут первый раз за все время поездки я воспользовался термобельем. В час ночи расходимся по «домам». Мы в караван, друзья - в палатку. Засыпаем быстро, потому что много было приключений. Такое ощущение, что в отпуске мы уже месяц. Картинки меняются быстрее, чем в кино.

День седьмой. Дорога троллей

На сегодня запланирован самый интересный участок дороги. «Дорога троллей», номер 63.

Яркий солнечный день. Валера, подустав ездить за мной все эти дни со скоростью 60 км/ч, уезжает вперед. Да и ладно. Навигация все равно у нас. Дорога номер 15 медленно начинает подниматься вверх. Горная река, вдоль которой мы едем, появляется то справа, то слева. Отражаемые лучи солнца создают непередаваемую цветовую гамму, меняющуюся каждую минуту. Шум воды на перекатах. На развилке дорог 15 и 63 стоит машина Валеры. Он засомневался куда ехать, сворачиваем на 63-ю дорогу, ледник слева, вдоль дороги огромное количество парковок для туристов, решивших перекусить или остаться ночевать. Дорога делает крутой поворот, начинается спуск, внизу в глубоком ущелье виден фьорд. Хорошо, что сегодня солнечно. Ира от страха закрывает глаза и вжимается в сиденье автомобиля. Четыре дня езды по горным серпантинам не убедили ее в достаточном количестве водительских навыков у меня.

Спускаюсь потихоньку, тормозя двигателем и ручником. Останавливаемся на смотровой площадке. Боже мой! Это то место, которое присутствует на всех буклетах о Норвегии. Мы стоим на краю обрыва. Внизу, прямо под нами, красивейший узкий фьорд, всю ширину которого занимает огромный океанский лайнер. Красоту и ощущения от увиденного я, пожалуй, не смогу передать словами. Сюда надо обязательно приехать и на все это посмотреть самому. Здесь же находится та скала, сев на край которой вы можете болтать ногами над пропастью глубиной метров 500. Естест-венно, именно туда я и пошел фотографироваться, под охи и ахи прочих туристов.

Спускаемся на машинах к лайнеру, по дороге едет такое количество экскурсионных автобусов, что после 20 я плюнул считать. Проезжаем мимо лайнера. Он точно такой же по размеру, как паром, на котором мы плыли из Хельсинки до Стокгольма. Начинается подъем по не менее крутому серпантину, нежели тот, по которому мы спускались. Первая скорость! Представляете, 10 км изнуряющего подъема со скоростью 20 км/ч? Слава Богу, он закончился.

К слову надо сказать, что тактика езды по серпантину такова. Когда вы, поднимаясь, подъезжаете к месту поворота с караваном, вам надо выехать на полосу встречного движения, соответственно те, кто спускаются, - притормаживают, давая вам повернуть. Главное, не забывайте благодарить водителей взмахом руки и улыбкой.Труднее всего это маневр удается, если вам навстречу спускается туристический автобус. Приходится сигналить. Этот спуск к фьорду и такой крутой подъем мы посчитали «дорогой троллей». Как мы ошибались. А пока, доехав до города Еидсдал, мы решили перед посадкой на очередной паром посмотреть навигацию. Не обратив внимания на то, что 63-я дорога продолжается, уходя на север, повернуть на запад и поехать в Алесанд. Покушать морепродукты, походить по барам и ресторанчикам. Каково же было наше удивление, когда мы выгрузились с парома и прочитали надпись на дорожном указателе «дорога троллей». Стрелка указывала на север. Морепродукты, о которых мы уже размечтались, были обнаружены в ближайшем городке Валлдал. Цена на большого краба - 200 рублей/килограмм, свежие мидии - 120 рублей за кило. Крабов купили, мидии были выловлены в 100 метрах от входа в магазин возле местной нырялки. На сбор трех килограммов крупных мидий ушло 15 минут. Накупавшись, наша компания двинулась дальше.

Bahus
# Bahus
18 марта 2008 г. 14:48
Здорово!
Придется покупать трейлер - осуществлять свою детскую мечту!
Спасибо за рассказ!
zubr
# zubr
2 октября 2011 г. 11:36
Всем не равнодушным к высоте надо ехать на Дальснибу )), особенно тем кто за рулем. Не передаваемые ощущения, когда рядом с тобой растет потихоньку пропасть!!
Ландшафт Норвегии просто какой то магический!
Andrey3
# Andrey3
9 октября 2011 г. 13:14
Интересно как в Норвегии дела с рыбалкой обстоят? Нужна ли лицензия?
Юрий
# Юрий
21 июля 2013 г. 13:13
Спасибо, очень интересная статья. Только фотографий мало :)
Михаил164
# Михаил164
11 декабря 2013 г. 14:03
Вы с категорией "Е"?
Коробка автомат как себя ведет?
Геннадий Невский
# Геннадий Невский
8 января 2014 г. 22:30
Постоянно работаю с "мешочниками" направления Северная норвегия. Северная финка, Швеция. Но душа отдыхает когда цепляю прицеп с домиком и еду по знакомым дорогам и местам с семъёй.Природа и полное спокойствие.Советы тем кто собирается по Скандинавии (если позволите): Запрещен ввоз мясных, рыбных, молочных продуктов. Не вздумайте контрабасить спиртным и сигаретами- у вас купят и вас сдадут (за премию), не превышайте разрешённую скорость ни на 1 км- штраф сразу-же.Сами попуасы гоняют, а на вас в пулити сразу позвонят.Если попуас моргает фарами- это не о радаре, это на дороге олень или лось.Берегись оленя на обочине- по непонятной причине в последний момент бросится наперерез.Не сигнальте на оленей - запрещено.Наши покупают дерские рогатки и набирают камешков бум и козёл убежал. Запрещено пользоваться радар- детектором (снимите присоски) а то шмон будет.Не сорите. Удачи на дорогах.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Комментарии из социальных сетей

17 декабря 2015 г.
Как я решил свой жилищный вопрос
какой то фейк, а не статья! в статье лишь поверхностно рассказыв...
21 ноября 2015 г.
Автодом или прицеп-дача?
Имел возможнось пользываться и тем и другим. Сейчас в семье сред...
2 ноября 2015 г.
Как я решил свой жилищный вопрос
Владимир, который живёт в Москве, как можно связать с Вами.
Живу с женой, ребёнком и её родителями. Отношения сошли на нет. П...
19 октября 2015 г.
Как я решил свой жилищный вопрос
Трейлер наверно Шведский или финский. В Английском терпимо до ми...
28 сентября 2015 г.
Вообще, давно хочу так жить! Причин не мало!1-не женат,2 снимать ...
27 сентября 2015 г.
Как правильно выбрать прицеп-дачу? Купить прицеп-дачу.
Спасибо за инфу!Сравнительно не давно стал внимательнее вникать в...

Продажа
Автодома Прицепы-дачи Автопалатки Аренда Ремонт и сервис Аксессуары и запчасти О компании Дачные домики Оснащение кемпингов
Информация
Форумы Мероприятия Клуб Караванеров Новости Видео Фотографии Кемпинги Автопутешествия Статьи журнала Автокемпер